Встреча с боливийским кофе состоялась в первый вечер в Ла Пасе, после ужина. Сегодня утром в отеле я попробовал его снова, и теперь буду везде смело заказывать американо. В Европе это обычно означает, что нальют разбавленное недоразумение. В Боливии американо — суровый и благородный напиток, который подается в небольших количествах и легко своей крепостью перекашивает лицо самого искушенного и закаленного кофемана. Будете в этих краях — имейте в виду.
В Боливии очень чтят Че Гевару. Повсюду на стенах зданий надписи с именем, есть диковатый памятник на въезде в Ла Пас, продаются тысячи футболок с портретами: и серьезными, и стебными.
Вчера упомянул, что все дома выглядят одинаково издалека. Это так и в Ла Пасе, и в более мелких городках, встречавшихся нам по пути. Иллюзия такая создается от того, что большинство домов — недостроены. Тут ничего нового: то же самое происходит в Непале и в Египте (как я слышал).
Хозяин дома платит налог на собственность. И размер этого налога отличается для завершенного строительства и незавершенного. Думаю, очевидно, в какую сторону. По этой причине, все строят два или три этажа, отделывают их, как задумано, а сверху начинают строить следующий и замораживают все в таком состоянии на годы. И вот, стоит город, здания которого увенчаны некрашеными кирпичными или бетонными стенами, из углов вверх торчат прутья арматуры, стоят на крышах тачки для перевозки стройматериалов, и повсюду пыль и щебень.
Многие дома можно видеть насквозь, потому что там возведены целые этажи, но ничем не заполнены, окна не вставлены, и все это чудесно просматривается и жутковато светится ночами. Вид одного дома сильно удивил Марину, когда она заметила на втором этаже балкон. Сказала, что обычно балкона нет, а есть просто дверь на втором этаже :)
Еще одна особенность загородной жизни в Боливии — это застройка их бескрайних «степей» хуторами. Пока едешь по боливийским просторам, то и дело попадаются отдельно стоящие жилые здания, и очень редко встречаются деревни. Смотрел и недоумевал: ведь трудно жить на такой местности — голая, всеми ветрами продувается, красок мало, пейзажи унылые, с водой сложности. Чего бы, казалось, не кучковаться? Так нет, нация индивидуалистов, наверное. А может, я чего-то не понимаю.
Тиуанако (Tiahuanaco) — груда камней посреди пустыни. Красноватые булыжники раскопаны из большого кургана, большая часть их собрана, как конструктор Lego в остатки городища. Задача там нетривиальная, потому что форма камней — самая причудливая. Многочисленные ровные срезы намекают что один камень вставлялся в другой каким-то способом. Что-то там является декоративным орнаментом, а что-то — наверняка элементами конструкции. «Папа» должен вставляться в «маму», но попробуй разберись в этом паззле, если нет чертежей!
Основной достопримечательностью Боливии можно смело считать облака. Больше на бескрайних равнинах все равно ничего нет, а вот неба — сколько угодно. И все оно заполнено громадами водяного пара. Они кучевые, многослойные и шевелятся. Можно сидеть часами и смотреть, смотреть.
К вечеру доехали обратно до города и пошли на рынок ведьм — Меркадо-де-Брухас. Рынок так называется, потому что сидят там рядками боливийские бабушки и продают чучелки лам. И еще (страшно подумать) сушеные их же зародыши. Выглядит страшненько, пахнет специфически, но — часть быта. Все эти штуки используются в многочисленных и замысловатых ритуалах.
Кстати, о ритуалах. Когда прибыли на рынок, Марина познакомилась с местным ведуном. Сидел там такой коренастый дядька, жевал коку. Про него ходили слухи, что люди со всего региона приезжают, чтобы погадать. У Марины — жгучий исследовательский интерес к таким вещам, поэтому она смело заговорила с мужичком, и через минуту они удалились в логово колдуна для таинства.
Вернулась через двадцать минут, веселая и пораженная. Рассказала, как дядька с важным видом вешал лапшу на уши, не угадывая ни одного факта. Зато шоу, феерия и мистика. Да здравствуют суеверия!
Перед тем, как закончить день, у меня было одно важное дело. Вместе мы отправились на почту, и пока друзья терпеливо меня ждали, я купил открытку, подписал и отправил ее в Россию. Почта похожа была на Центральный почтамт в Иванове. Большой зал в полумраке, деревянные бюро, за которыми можно стоя заполнить бланк, написать письмо, или подписать открытку. Приветливые боливийки в окошечеках продают марки. Марки эти — красочные, крупные, лепятся, как положено, на специальное место на обороте и скрепляются почтовым штемпелем. Не знаю, сколько пройдет недель или месяцев, но надеюсь, что мама все-таки получит мое коротенькое послание из-за Атлантики с рождественской маркой и портретом типичной боливийской дамы на фоне гор.
Записано 25 сентября 2012 года
Место действия: Ла Пас (Боливия)
Все заметки на странице проекта «Перу и Боливия 2012»
Другие путешествия