О дизайне процессов или «ненормальная» половина человечества

Лирическое вступление

Меня в детстве переучили из левши в правшу. Я даже помню, как мама говорила: «Ну как же ты в школу пойдешь? Сядешь с соседом за парту: он пишет правой рукой, а ты левой. Вы же будете все время толкаться локтями!» Я тогда подумал: «Но я же могу сесть слева.» Но вслух ничего не сказал и научился есть и писать правой рукой.

С тех пор никто не может толком сказать, гуманитарий я или технарь. В школе мне были одинаково интересны рисование и математика, позднее я учился на гуманитарном факультете технического ВУЗа, а сегодня я одинаково тесно работаю с дизайнерами и программистами.

Сам я считаю, что мне повезло, потому что мне удается понять оба мира. В целом, противостояние и взаимосвязь хаоса и порядка — это, пожалуй, одно из величайших противоречий нашей действительности. Меня всегда приводило в восторг свойство материи к самоорганизации. Ну, знаете, как вода замерзает в форме абсолютно симметричной снежинки? Просто сама по себе, без приложения чьей-либо воли. Или как возникают фракталы: совершенно хаотично, но тем не менее, следуя четкой структуре. Или наконец, формирование планет и жизни на них — тоже, с позволения сказать, без чьей-то на то воли.

Конец лирического вступления, далее по делу.

В последнее время, мне все чаще приходится думать о том, как организовывать процессы для все больших групп людей: начиная с аудиторий веб-сайтов и заканчивая собственными проектными командами. И я долго мучался от бесплодности попыток создать для них работоспособные модели. Вне зависимости от того, насколько хорошо модель была спроектирована, она работала довольно скверно.

Но недавно прочитал статью о том, как книжный магазин выживал именно за счет иррациональных покупателей. И тут все встало на свои места. Ведь мои аудитории тоже наполовину состоят из таких «левшей»! Значит, придумывать жесткие правила игры просто бессмысленно, вместо этого нужно свести контроль к минимуму и предоставить людям мобилизоваться самостоятельно и удобным им способом.

Итак, полезные тезисы для дизайнеров процессов:

  1. Рационализация — это моделирование иррационального мира с целью предсказания динамики. Не всем нужно рационализировать мир, дизайнер процессов должен это понимать.

  2. Правила создаются не в вакууме. Вы пытаетесь организовать процесс, который уже происходит. Это известная парадигма: лучше асфальтировать тропинки, по которым уже ходят. если этого не учитывать, сопротивление потока сметет правила. И люди протопчут на газоне старые тропинки.

  3. Если все-таки требуется развернуть поток, необходимо задать русло с четкими берегами. И не оставлять возможности «выйти из берегов». Тогда и только тогда поток организуется.