Организация тонких материй

Есть мнение, что всевозможные «мягкие» вещи в нашей жизни не стоит подвергать детальному осмыслению и анализу. «Мягкие» — это те, что связаны с эмоциями. Те, что трудно измерить и разложить на причины и следствия. Сюда относится счастье, впечатления, литература, взаимоотношения и много прочего.

Людям часто кажется, что попытки осмыслить подобные вещи приводят к построению слишком уж упрощенных моделей и, тем самым, низводят тонкие материи на уровень повседневности с неизбежной потерей красок и силы. Такое осмысление словно делает тонкие вещи менее реальными, ненастоящими, искусственными.

Я хорошо это понимаю: помню собственные ощущения от собственного творчества тех времен, когда экспериментировал с поэзией. Но в то же время, мне кажется, что это — иллюзия и миф. Если что-то реально, то оно не может стать менее реальным просто от того, что кто-то воспримет явление определенным образом, пытаясь разложить его на компоненты. События не перестанут в действительности происходить от того, что кто-то их спланирует. Миф возникает лишь в тот момент, когда сталкиваются два человека с разным восприятием и образом мышления и вдруг осознают, что мыслят они по-разному — способами, которые другому непривычны.

Но вот вчера мне попался на глаза пример, в котором очень наглядно видно, как творческий процесс хореографа целиком может быть построен на элементарной модели и подчинен не эмоциям, а, пусть необычной, но все же структуре.

В результате на сцене происходит танец — нечто, не измеряемое внятными метриками. Но это танец. Он красив, эмоционален и пластичен. Если не знать, как он создан, ни за что не придет в голову, что за ним стоит какая-то «технология».

Поэтому в следующий раз, когда вам встретится человек, который попытается порассуждать об эмоциональной мотивации вашего любимого киногероя (а может, даже вашей собственной), или попробует смоделировать ситуацию, отсекая несущественное и упрощая реальную жизнь, не спешите его перебивать. Просто он так мыслит и иначе не умеет. Лучше послушайте его: он может оказаться прав.

Поделиться