Aldwych Underground Station

Как-то в позапрошлом году я побывал в закрытом и недействующем транспортном тоннеле, по которому когда-то под городом ходили трамваи. Место называется Kingsway Tram Tunnel и располагается под Холборном. Там на поверхности и сейчас — очень оживленная улица, а сам тоннель закрыт. Так вот, тогда один умный человек устроил там инсталляцию: на рельсы поставлена была внушительных размеров каракатица с ветвистыми лапами, на каждой из которых была установлена катушка с цветными нитями. Нити тянулись далее через весь тоннель к другой аналогичной конструкции. Далее каракатицы, вращаясь, очень медленно двигались навстречу друг другу, сплетая при этом нити в толстый шнур. В общем, рояль не мой, не буду объяснять детали замысла. Если интересно, сходите почитать. Я туда пошел, потому что было интересно побывать там, куда никого обычно не пускают :) Кстати, там по ссылкам есть и фото того, как тоннель выглядит сейчас.

Но это все — прелюдия.

Сегодня я, к радости своей, попал еще в одно место, которое мало кто видел в течение последних 10 лет. После продолжительной изоляции публику впустили в помещения станции метро Aldwych, которая расположена на улице Strand.

Смотреть на Flickr

Станция изначально (после открытия в 1907-м) называлась Strand, но была переименована. Дело в том, что англичане, как это часто бывает с тем, что они делают, строили метро, как получится — без четко и далеко продуманного плана. У них была уважительная причина: до них метро никто и нигде не строил. Но с тех пор в Лондоском метро много странностей, например, у них получилось две станции метро под названием Strand :) Люди долго путались 7 лет — до тех пор, пока обе станции не переименовали: одну в 1915-м — в Aldwych (от 'old village'), а другую в 1979-м — в Charing Cross.

Станция Aldwych имела два лифта, установленных американцами (OTIS), а также лестницы, разумеется, в 160 ступеней (если я верно запомнил). Кстати, забавно: в то время электронных дисплеев еще не было, поэтому в качестве индикаторов расположения лифтов использовались механические миниатюрные модели. Над входом в лифт ходили по вертикальной оси фигурки с номерами, в реальном времени отражая расположение кабины и направление ее движения.

В время Первой мировой войны станция стала бомбоубежищем (и не она одна), в котором также хранили произведения искусства из Национальной галереи. После войны эта ветка еще долго действовала, но лишь в часы пик, а затем в 1994 была закрыта окончательно, как экономически невыгодная. С тех пор там иногда снимают кино, но обычных людей не впускают "по причинам недостаточной безопасности".

Приношу извинения за качество снимков, но использовать зеркалку внутри не разрешили, поэтому снимал на телефон.